В некоторых семьях дети погодки появляются не запланировано, а некоторые женщины хотят рожать именно таких деток, но и в том и в другом случаях нужно иметь представление о преимуществах и трудностях, которые возникают при рождении второго маленького ребенка. Необходимо тщательно обдумать все за и против, только потом принимать столь важное решение.
В ситуации, когда в семье двое маленьких малышей, можно выделить ряд плюсов:
- В будущем, когда дети-погодки немного подрастут, они становятся друзьями, так как у них имеется общий круг интересов и им будет просто найти себе совместное занятие. Это позволит маме выделить больше времени для того чтобы отдохнуть и заняться собой.
- Благодаря свежему опыту ухода за первым малышом обращение со вторым уже не вызывает такого страха и стресса, как в случае когда новоиспеченные родители только привыкали быть мамой и папой. Приобретенные навыки еще остаются в памяти, в то время как при длительном периоде между родами они успешно из нее стираются.
- Хочет этого женщина или нет, но она будет вынуждена учиться распределять и контролировать свое время, придерживаться определенного распорядка и воспитывает в себе невероятную дисциплину и ответственность.
- Важным преимуществом является отсутствие ревности между детьми или ее минимальное проявление. Детские психологи приводят статистические данные, в соответствии с которыми такие малыши ревнуют друг друга к родителям гораздо реже, чем те, чья разница в возрасте больше.
- С точки зрения психологии детей погодок подход в их воспитании и обучении значительно упрощается, так как младший ребенок стремится все повторять за старшим. Например, когда один будет учиться считать, другой обязательно этим заинтересуется.
Другие положительные стороны рождения детей погодок
- Процесс адаптации в социуме у таких малышей носит не такой стрессовый характер. Поход в детский садик, а потом и в школу – огромная эмоциональная нагрузка и стресс для всех членов семьи, однако детки с разницей в возрасте до 1 года обычно попадают вместе в одну группу и класс, а вдвоем всегда проще адаптироваться к новым условиям.
- Второй маленький ребенок – отличный способ борьбы с эгоизмом. С самого рождения такие крохи привыкают к тому, что не все в мире должно вращаться вокруг них. Они учатся делиться, считаться с чужим мнением и желаниями, а не только думать о собственных потребностях.
- На то чтобы вырастить детей-погодок требуется приблизительно 4 года – спустя относительной небольшой срок молодая мама, не обремененная пополнением семейства, сможет посвятить себя карьере. Этот нюанс учитывают и работодатели, отдавая предпочтение при приеме на работу именно женщинам с такими детьми.
Категорически не рекомендуется ставить их в пример друг другу. Это может стать толчком для развития комплекса неполноценности.
Трудности, связанные с рождением погодок
Как и все в этой жизни, рождение двух маленьких детей имеет две стороны медали и не стоит забывать о тех минусах, которые его сопровождают. Например:
- В первый год родителям придется запастись терпением, так как им предстоит достаточно тяжелый период. Оба ребенка нуждаются в большом количестве внимания, заботы и любви. Такая работа на два фронта сильно выматывает как физически, так и морально. Важно настраивать себя на то, что это не будет длиться вечно.
- Вторая беременность через небольшой промежуток после первой – испытание для женского организма. После родов ему требуется восстановление сил и отдых, поэтому последующая беременность может протекать не так гладко. Тем не менее, при здоровом образе жизни мамы вторые дети обычно бывают крепкими и адаптированными.
- Растить погодок одной – задача не из простых. Брать везде с собой двух малышей достаточно проблематично и доставляет массу хлопот, требуя железной выдержки. С помощью родственников это уже не так тяжело, но приходится постоянно просить побыть с детьми, что со временем делать становится неудобно. Плюс постоянная зависимость от других утомляет.
- Нервы и стрессы – неотъемлемые спутники в воспитании погодок. При отсутствии полноценного отдыха и существовании в практически непрерывном шуме от криков и частых ссор между детьми, даже самые спокойные мамы не застрахованы от упадка сил, депрессии и проявлений агрессии. Все это никак не способствует росту счастливых деток.
- Некоторые специалисты по грудному вскармливанию настоятельно рекомендуют отказаться от кормления грудью первого крохи при беременности вторым. Это объясняется тем, что существует риск сокращения матки, который может привести к выкидышу. Конечно, прерывать грудное вскармливание – тоже не самый лучший вариант.
Другие возможные минусы двух маленьких детей в семье
- Маленькие дети постоянно занимаются исследованиями окружающего мира, они всем интересуются, им обязательно нужно куда-нибудь залезть, все потрогать и попробовать на вкус, поэтому на одном месте долго они не задерживаются. Следить за одним ребенком с подобной активностью еще можно, но вот с двумя все усложняется. От мамы потребуется повышенная бдительность, особенно в ситуации, когда малыши разбегаются в разных направлениях.
- О том, чтобы хорошо выспаться, на некоторое время придется забыть. Конечно, проблему ненормированного режима дня можно устранить, разместив детей в разных комнатах. К сожалению, такая возможность имеется далеко не у всех семей.
- Ошибочно представление о том, что при маленькой разнице между детьми можно сэкономить, ведь коляска, обувь и одежда перейдут по наследству. Это действительно так, но вот растраты на памперсы, молочные смеси и детское питание возрастут вдвое (см. также: как правильно сделать торт из памперсов своими руками?). В ходе того как детки взрослеют, деньги будут моментально улетать на различные секции, книги, увлечения. Школа, выпускной, институт – все это колоссальные затраты, еще и умноженные на два.
- Несмотря на общие интересы, характер и отношение ко всему у детей различны. В результате между ними будут всегда возникать конфликты, сопровождающиеся драками, ссорами и истериками. Дом в такой ситуации станет больше похож на поле боя, что естественным образом отразится и на эмоциональном состоянии мамы.
Особенности воспитания погодок
Казалось бы, что может быть проще, чем воспитывать погодок, ведь их развитие и интересы мало чем отличаются. Не стоит забывать, что именно на начальном жизненном этапе малыши развиваются удивительно быстро и даже такая незначительная разница как год-полтора может играть заметную роль. По этой причине существуют определенные нюансы в воспитании таких детей в зависимости от их возраста.
Период с рождения до года
На этом этапе оба ребенка нуждаются в максимальном количестве внимания. Старшему крохе в свою очередь необходима подготовка к грядущим переменам. В этих целях родителям следует провести определенную работу:
- Установить более-менее четкий режим по часам, который включает кормление, прогулки, сон, игры и занятия. Это поможет маме успевать справляться с двумя детьми. Неплохо, если большинство пунктов в графике будут совпадать.
- Отучить старшего от соски и бутылочки, приучив пользоваться чашками и тарелками еще до рождения второго малыша. В противном случае он будет отнимать их у своего маленького братика или сестрички.
- Приучить кроху спать самостоятельно в своей собственной кровати. Говорить о неудобствах, которые появляются при совместном сне с погодками, просто нет смысла – они очевидны.
- Научиться правильно распределять внимание. Когда ребенку еще только год, он до конца не в состоянии понять произошедшие перемены, но интерес к ним от этого меньше не становится. Малыш может изъявлять желание смотреть и трогать нового члена семьи, а иногда щипать и кусать, другими способами привлекать внимание к собственной персоне. Важно в этот период дать понять крохе, что его все также сильно любят. Родителям обязательно нужно находить время для игр, разговоров, объятий и поцелуев со старшим ребенком, это поддержит близость в отношениях.
С годовалого возраста до 3-4 лет
По мере взросления разница между крохами становится все менее ощутимой. Они проводят вместе достаточно много времени и иногда старшие ребята пытаются опекать младших, считая что обладают большим опытом и знаниями. Основные цели, которые стоят перед родителями в этом возрасте – предотвратить соперничество и организовать личное пространство для каждого ребенка.
В этот период важно, чтобы оба малыша в равной степени ощущали на себе родительское тепло и любовь, ни один из них не был ущемлен во внимании. В приеме пищи, прогулках, играх и отдыхе должны принимать участие все члены семьи, а если маме и папе необходимо отлучиться по делам без детей, оставлять их у бабушек следует вдвоем. В противном случае один их них может подумать, что сестру или брата родители предпочитают ему.
Многие родители видят выход в том, чтобы отдать старшего ребенка в детский садик. Безусловно, заботиться о них станет легче, но в этом есть и определенная опасность, к которой следует относиться со всей серьезностью. Старший ребенок на целый день разлучается с родителями и может подумать, что его бросили. Это в свою очередь может вызвать в нем неприязнь к младшему, так как именно его он будет винить в том, что он оказался брошенным. В процессе адаптации к детскому саду кроха должен быть окружен любовью и чувствовать сильную поддержку со стороны родителей (рекомендуем прочитать: советы родителям по успешной адаптации ребенка к детскому саду). Желательно все же набраться терпения и подождать, пока второй подрастет, тогда отправлять их в садик уже вместе.
Дети-погодки в дошкольном и младшем школьном возрасте
К возрасту 5-7 лет дети погодки практически выравниваются в плане психологического развития, а незнакомым людям иногда даже внешне бывает трудно понять, кто из них старше, а кто младше. Если до этого момента дети общались без особых столкновений, то теперь они превращаются в настоящую команду со своими секретами, общими интересами и играми, становясь друг другу очень близкими людьми.
На этой стадии воспитания важно не совершить одну очень серьезную ошибку. Она заключается в том, что взрослые начинают относиться к ним как к близнецам или малышам, чьи желания и склонности абсолютно идентичны. Стоит приложить все усилия, чтобы этого не произошло. Когда малыши еще не посещают школу, от младшего стоит требовать чуть меньше по сравнению со старшим. Отдавать их в один и тот же кружок стоит в том случае, если обоим интересно выбранное занятие. Не нужно настаивать, чтобы дети делали одно и то же. Каждому из них свойственны свои особенности и таланты, каждый должен самореализовываться по-своему.
В семьях, где растут дети-погодки, всегда возникает вопрос, связанный с принятием решения, когда именно отправлять их школу – в одно время или с разницей в год. Следует учитывать, что в одном классе они могут чувствовать себя некомфортно, так как либо старший будет ощущать себя самым взрослым, либо младший может просто не справится с нагрузкой в учебе. Более приемлемый вариант – последовательное поступление. Старший ребенок, уже пройдя адаптацию, сможет помогать младшему, а нагрузка на родителей распределится более равномерно (рекомендуем прочитать: как разрешить вопрос ревности старшего ребенка к младшему?). Конечно, решение зависит исключительно от конкретной семьи.
Независимо от тех трудностей, которые сопровождают воспитание детей-погодок, в крепкой и любящей семье с ними обязательно справятся. В будущем, когда детки подрастут, они станут настоящей гордостью своих молодых родителей, а фото такой большой семьи станут предметом восхищения и примером для подражания окружающим.
Чем привлекательно рождение детей-погодок?
Родители, которые растят детей-погодок, находят в этом множество преимуществ:
- минимальное отвлечение мамы от социальной жизни и построения карьеры, так как общая продолжительность отпуска по уходу за ребенком сокращается. Социально активные мамы после рождения малыша стремятся вернуться к работе как можно раньше, поэтому фактически один отпуск по уходу за ребенком вместо двух не позволит выбиться из системы профессионального самоопределения и роста;
- особые взаимоотношения детей друг с другом небольшая разница в возрасте способствует нахождению общего языка между погодками, особенно, если они являются однополыми, по мере роста дети не отстраняются друг от друга, имеют общие интересы и совместных друзей, а также вполне самодостаточны и требуют меньше внимания со стороны родителей, довольствуясь братскими или сестринскими узами в общении;
- одновременность посещения детского сада и учебных заведений, родителям не приходится создавать сложный график сопровождения детей до сада или школы и обратно, идеальный вариант – нахождение погодок в одной группе дошкольного учреждения и одном классе школы;
- экономия на некоторых предметах гардероба, передача некоторых вещей и обуви от старшего ребенка к младшему позволит сэкономить, особенно в первые несколько лет, когда рост малышей интенсивен и вещи остаются практически в идеальном состоянии с соблюдением сезонности и модных тенденций;
- психологический комфорт для ребенка и родителей, дети, которые растут в семье с братьями или сестрами, редко чувствуют себя одинокими, вряд ли вырастут слишком избалованными и эгоистичными, с юных лет учатся договариваться и общаться.
Младший и старший дети-погодки не будут представлять себе жизни друг без друга, в отличие ситуации, когда дети рождаются с большим перерывом.
Ведь тогда у первенца присутствует понимание разницы между его существованием до и после рождения брата и сестры.
Рождение детей-погодков практически исключает ревность старшего к появлению младшего в семье, но вполне допускает соревновательность между детьми в играх, в привлечении внимания родителей и приятелей, что тоже полезно для их будущей социализации.
Сыновья и дочери с годовалой разницей в возрасте имеют в большинстве случаев общих друзей, что помогает выступать в коллективе «единым фронтом» и быть более защищенными от посторонних нападок или детской агрессии.
Адаптация к детскому коллективу сада или школы также происходит у погодок значительно быстрее, особенно, если они попадают в одну и ту же группу или класс.
Сложности детей-погодок и их родителей
Конечно, наличие нескольких детей примерно равного возраста не сулит только преимущества, есть определенные нюансы, которые следует учитывать при планировании детей-погодок и быть к ним готовыми:
- осложненная беременность вторым ребенком в период младенчества первого малыша, беременность мамы при наличии грудного малыша не слишком проста, так как организм женщины еще не успел окончательно восстановиться после первых родов, а ему задается колоссальная нагрузка по вынашиванию следующего ребенка. При необходимости лечь на сохранение в больницу беременная вторым малышом мама будет вынуждена оставить младенца на попечение других людей, а ведь за крохой потребуется особенный уход, не говоря уже о вероятности прекращения кормления грудью;
- грудное вскармливание младшего для мам, которые кормят грудью, возможно, потребуется принятие решения о продолжении либо остановке этого процесса в связи с беременностью и вероятными проблемами со здоровьем. Если старший малыш будет находиться на грудном кормлении до рождения брата или сестры, то придется сделать выбор между кормлением «тандемом» или отлучением подросшего ребенка, при этом для первенца это может стать психологической травмой;
- сложный возраст до наступления трех лет, первые три года ребенка обычно не просты, наличие двух детей с разными навыками и умениями по возрасту, режимами дня и чередованием снов и кормлений усложняют быт мамы;
- значительные финансовые затраты, дети-погодки могут расти примерно одинаковыми темпами, то есть родителям потребуется покупать одежду, обувь и игрушки одновременно, оплачивать стоимость сада и школы, дополнительных кружков и занятий.
Дети-погодки – это не только двойная радость, но и удвоенные заботы.
Поэтому к планированию семьи следует подойти с полным пониманием того, что подарит такая разница детей в возрасте, а что может вызвать трудности.
Залог благополучия семьи, растящей детей с маленькой разницей в возрасте – взаимопонимание и взаимовыручка, уверенность в собственных силах и помощь родных.
ПОГОДКИ С МЕДИЦИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Две беременности, двое родов и, соответственно, два послеродовых периода подряд – слишком большая нагрузка и на организм, и на психику. Восстановительный период после родов длится около года, и, когда на него накладывается новая волна гормональных изменений, то это становится слишком сильным стрессом.
Психологи, работающие в женских консультациях, отмечают значительно больший процент послеродовых расстройств настроения у женщин, родивших с таким небольшим перерывом. Так, например, в группе женщин 20–27 лет после первых родов практически не отмечается жалоб на какие-либо проявления нарушений настроения. Незначительный «материнский блюз» выражается в капризности, обидчивости, периодах грусти и вскоре проходит.
Женщины того же возраста, родившие двоих детей подряд, имеют более выраженные симптомы: чувство тоски, потери, значительное снижение настроения, плаксивость, длящиеся по нескольку месяцев. И все это нельзя считать новостью.
То, что двое родов с разницей в год неблагоприятны, известно еще с древности. У народов, живущих традиционным укладом, и сейчас в ходу заговоры на то, чтобы «не рождался второй ребенок, пока этот не побежит и не поплывет», «…пока не освободятся руки у матери», «…пока не обновится молоко». То есть пока старшему не исполнится хотя бы три года.
Древние славянские народы тоже старались избегать слишком маленькой разницы в возрасте. Причем по убеждению во вреде не только для мамы, но и для детей. Видя, что дети, рожденные без перерыва, чаще болеют, бывают более слабыми, они связывали это с особенностью существования их духов-хранителей. У маленьких детей и духи-хранители маленькие. Они так же непоседливы, любят играть и шалить. И им бывает тесно вместе – поэтому один забирает силы у другого. Конечно, сейчас вырастить детей-погодков не проблема в плане физического здоровья. Психологические же особенности такой ситуации стоит предусмотреть.
СЛИШКОМ МАЛЕНЬКИЙ СТАРШИЙ
«Они же почти ровесники – значит, будут расти практически в одинаковых условиях. Никаких старших-младших, никакой ревности». Такое мнение ошибочно. Родители сами испытывают потребность в том, чтобы одного из детей «назначать» старшим, наделять его более взрослыми чертами – даже если воспитывают близнецов. А тут действительно один намного (по сравнению с новорожденным) старше. Конечно, ему и быть более сознательным, терпеливым, ответственным. А он оказался не готов… Более того, он вообще не понял, что произошло и почему ситуация так изменилась. Ребенку трех и даже двух лет можно доступно объяснить, что у него появится братик или сестричка, поговорить с ним о том, почему мама теперь не может так много времени проводить с ним самим. Его можно успокоить, когда он проявляет недовольство ситуацией, как-то поддержать и отвлечь.
Годовалый или ребенок чуть старше не может понять происходящего, для него все проходит на уровне ощущений. И они не самые лучшие. Он хочет быть все время с мамой, засыпать на руках, постоянно видеть ее лицо, обращенное к нему. Ан нет – теперь это стало недоступно, как ни проси. Это порождает тревогу, лишает чувства полной безопасности.
В период восьми месяцев – года у детей появляется сильная привязанность к маме, когда ребенок отстраняется от других людей и, что называется, с рук не сходит. Это нормальный этап социального развития, и он, как правило, быстро проходит. Но для этого надо, чтобы мама была рядом всегда, по первому зову, и всегда была готова «укрыть» от посторонних. В случае когда к году появляется еще один ребенок, это практически невозможно – руки заняты. В результате привязанность к маме не ослабевает, а, наоборот, крепнет, но при этом бывает основана на подсознательном страхе потерять ее саму. Старший становится очень чувствительным – даже ночью просыпается в то время, когда встает младший для кормления. Как бы присоединяется к симбиозу мамы и младшего. Кстати, его жизнь тоже нельзя назвать безоблачной. Конечно, особых переживаний по поводу нехватки внимания нет – ему просто не с чем сравнивать, но близости мамы ему тоже мало. И в этом, наверное, основная трудность – очень уж схожие у детей интересы.
Иногда родители не видят другого выхода, кроме как отделять детей на время. С одним – бабушка или няня, с другим – мама, а потом наоборот. Это дает возможность каждому из детей иметь столько внимания, сколько нужно. Если, конечно, эти периоды недолгие и в них нет явного предпочтения.
ВОСПИТАТЬ ЗАОДНО
«Алене было четыре месяца, когда я поняла, что опять беременна. Даже не поверила сначала – была уверена, что, пока кормишь грудью, это невозможно. Моя бабушка меня успокоила: «Они же почти как близнецы будут. Вырастут заодно. Даже игрушки покупать не придется новые». Ну, да, игрушки покупать не пришлось. А вот в остальном дети очень разные. Младшей сейчас год, старшей чуть больше двух. Младшая очень способная и шустрая, живо всем интересуется. Старшая внимательная, но очень медлительная и труднее запоминает. Когда учим стихи, младшая может выучить даже больше – хотя еще некоторые буквы не выговаривает. Мы часто шутим, что девочки что-то напутали со своим рождением. Должны были родиться наоборот, если учитывать развитие. Даже думаем их вместе, в одну группу отдать. А потом, возможно, и в один класс».
Родители погодков часто говорят, что их младший ребенок более способный. И это тоже не вполне соответствует истине. Бывает, что со старшим просто не так много занимались: с новой беременностью, связанными с ней проблемами это отошло на задний план. А потом, когда время появилось, стали заниматься с учетом интересов младшего. Получается, что старший пропустил какие-то «уроки» и теперь ему приходится что-то самому нагонять. Зато младший получил возможность заниматься с опережением – наблюдая за старшим. Так что разница в способностях может быть иллюзией. И не стоит отдавать детей-погодков в одну группу детского сада. В раннем возрасте даже разница в два-три месяца значит довольно много. И не следует сравнивать их способности между собой.
Чувство неполноценности очень важно, оно помогает стремиться к достижениям, учиться чему-то новому. Но если его слишком много, то это тормозит развитие.
Если ребенок постоянно слышит восторг в адрес брата или сестры и насмешки (пусть и самые добрые) – в свой, то ни о какой здоровой конкуренции и речи быть не может. Возникнет либо пассивное отношение ко всему вообще, либо агрессивность, либо (чуть позже) гиперкомпенсация, когда ребенок стремится добиться результата во что бы то ни стало.
Тип личности, склонности, предпочтения – во всем старайтесь видеть различия и каждому из детей дать то, что ему необходимо.
Это, кстати, в дальнейшем будет важным мотивом для взаимного обмена интересами. При правильном подходе дети-погодки бывают очень разносторонними. Они способны увлекать друг друга, многое получать именно от того, что они разные.
И ВСЕ, ДОСТАТОЧНО?
Семьи, где есть дети-погодки, говорят, что больше не хотят иметь детей. «Двоих подряд – чтобы за один раз разделаться со всеми этими пеленками-распашонками, а потом уже спокойно заниматься карьерой, своими интересами». Так они говорят и через пять лет, и через десять. А через пятнадцать опять хотят ребенка! Именно в таких семьях чаще всего появляются поздние дети, с большой – иногда даже в двадцать лет! – разницей. Почему? Да потому что то первое (объединенное со вторым) материнство было очень уж тяжелым. Настолько, что, собственно, материнства и не почувствовалось. Был только тяжелый труд, бессонные ночи, постоянный плач и детские болезни.
«Когда смотрю на гуляющих мам и детей, чувствую себя ужасно. Они все такие довольные, спокойные, улыбающиеся. Ласково говорят со своими малышами, что-то им показывают. Я же как загнанная – нет времени ни спать, ни есть нормально. Одному ребенку три месяца, второму – год с половиной. Плачет то один, то второй, то оба вместе. Ко мне даже подруги перестали заходить, и я их понимаю. Муж оптимистично на все это смотрит, помогает мне по вечерам. Но днем я одна и чувствую себя вообще без сил. Иногда даже снится, что я только собираюсь забеременеть, а детей пока нет. Только в этих снах и отдыхаю…».
Неудивительно, что какое-то время этот период многим даже вспоминать не хочется. Зато потом возникает чувство, что маленьких детей никогда не было. Взрослые – да, есть. А малышей – не было. И хочется наконец-то почувствовать это – сейчас, в спокойной обстановке. Старшие чаще всего воспринимают это позитивно и готовы помогать. Но мама по отношению к ним именно в это время может испытывать чувство вины. За то, что не уделяла им столько внимания, не проводила так много времени, отправляла к бабушкам. За то, что не была им так рада…
Несмотря на то что трудностей много, не стоит считать, что дети-погодки – самый неподходящий вариант. В том, что касается детей, такого понятия (с психологической точки зрения) не существует вообще: каждая ситуация имеет и плюсы, и минусы. Определенным преимуществом погодков является то, что они действительно всегда бывают дружны и сохраняют прекрасные отношения на всю жизнь. Они легче переносят подростковый возраст сами и не создают особых проблем для взрослых. Отношения с родителями во взрослом возрасте у них прекрасные (а вот тема ревности сохраняется как раз у тех, чья разница в возрасте идеальна).