Женщины-директора и корпоративная репутация — на что обратить внимание
Корпоративная репутация измеряет коллективное суждение об организации, которого придерживаются все заинтересованные стороны и представляет собой совокупное мнение общественности о компании с течением времени. Преимущества этого явления (такие, как более высокая производительность или лучший профиль сотрудника) давно вызывают повышенный академический интерес и споры о факторах, которые могут повлиять на её ценность. Структура управления (включая советы директоров), вероятно, будет одним из ключевых факторов корпоративной репутации из-за её способности влиять на восприятие акционеров, а иногда и широкой общественности. Состав советов директоров является одной из основных характеристик корпоративного управления, и во многих исследованиях показано влияние гендерного разнообразия на результаты компаний. Согласно результатам, присутствие женщин в совете директоров связано с меньшим количеством конфликтов, лучшим стилем обсуждения и более глубоким пониманием рынка, а также улучшением имиджа за счёт положительного влияния на поведение клиентов. Однако данные о влиянии женщин-директоров на репутацию всё ещё скудны и неубедительны.
Достоверно установлено, что женщины-директора влияют на репутацию, но только в тех секторах, которые работают близко к конечным потребителям. В соответствии с концепцией гендерного разнообразия, больше ориентированной на «навыки», чем на «представительство», женщины могут привносить разные навыки, точки зрения, опыт и знания, поэтому их влияние на фирмы может быть разным. В этом отношении подчёркиваются различия между женщинами-руководителями в социально-экономическом, профессиональном и образовательном отношении. Есть оговорка — многие социологи считают, что основной причиной назначения женщин директорами компаний, зарегистрированных в последние годы, было стремление достичь социальной легитимности и завоевание репутации среди общественности.
Компании пытаются сигнализировать о выдающихся преимуществах своих фирм по сравнению с конкурентами, чтобы максимизировать свою репутацию и влиять на другие заинтересованные стороны. На этом этапе роль совета директоров имеет решающее значение, поскольку они контролируют управленческую деятельность, стратегию и ресурсы организации. Разнообразие можно рассматривать с точки зрения демографических (наблюдаемых) и когнитивных (ненаблюдаемых) аспектов: разнообразным сочетанием атрибутов, характеристик и опыта, внесённых отдельными членами совета в отношении процесса правления и принятия решений. Демографическое разнообразие основано на поддающихся обнаружению признаках, таких как раса, пол или возраст, в то время как когнитивные признаки связаны с образованием, техническими навыками и профессиональным или функциональным фоном.
В странах со слабой защитой инвесторов для привлечения средств компаниям нужна прочная репутация. В этой ситуации присутствие женщин в советах директоров часто может быть неэффективным из-за слабости корпоративного контроля. Однако контролирующие акционеры могут попытаться улучшить репутацию фирмы, сигнализируя о присутствии женщин на серьёзных руководящих исполнительных должностях (речь в данном контексте идёт не столько о представительстве в департаментах бухгалтерии или маркетинга). Существуют как мужской, так и женский стереотип руководителя. Черты, связанные с мужчинами, — это агрессивность, амбиции, доминирование или независимость, тогда как женственность связана с состраданием, чувствительностью к потребностям других, пониманием и теплотой. Соответственно, представительство женщин на руководящих постах, которые традиционно считались мужскими, может более эффективно влиять на восприятие внешних агентов о функционировании компании.
Гендерное разнообразие в руководящем штате большой корпорации связано с идеей быть добросовестной организацией с гражданской ответственностью, не допускающей дискриминации и соблюдающей нормы разнообразия. Особенно когда у наёмных руководителей есть сильные стимулы — это может повысить стоимость компании, возможно, за счёт обучения, сетевых эффектов или посредством демонстрации управленческого качества. Такие компании, работающие в рамках правил, обретают легитимность и, в конечном счёте, репутацию. Недавние исследования обнаружили, что компании с более высоким процентом женского контингента на должностях руководителей департаментов, с большей вероятностью будут отображать их фотографии в своих годовых отчётах (что подразумевает поддержку аргумента подачи сигналов социуму), стремясь улучшить восприятие внешних акционеров в той мере, в какой фирмы демонстрируют приверженность нормам и поддержку женщин. Следовательно, гендерное разнообразие может улучшить корпоративную репутацию, сигнализируя о привлекательности фирмы.